Главная » 2018 » Июнь » 10 » Мечты транснациков по дерибану энергетической системы России и пути их реализации
12:29
Мечты транснациков по дерибану энергетической системы России и пути их реализации

Роман Смирнов часто пишет о действиях транснациков и в энергетике и в промышленности в целом. Увидел я тут наукообразный доклад Энергетического центра Сколково при одноименной Московской школе управления под названием «Распределенная энергетика в России: потенциал развития».

Мне лично доклад показался продолжением "реформы Чубайса", но подающегося под видом развития энергосистемы России в русле цифровой экономики. Много красивых слов и графиков от разных буржуйских аналитиков, сдобрены кейсами и притянуто это все к нашей действительности. На мой взгляд притянуто плохо, картинка трещит по швам, но судя по активным действиям центра на уровне правительства и думы такая картинка уже активно продвигается и видимо не безуспешно.

представляю вам авторов доклада:

Алексей Хохлов

Руководитель направления «Электроэнергетика», Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО.

Имеет более 12 лет опыта в стратегическом консалтинге. Эксперт в области разработки стратегии, организационного проектирования и оптимизации бизнес-процессов. Консультировал крупные российские и международные электроэнергетические и нефтегазовые и компании, а также организации атомной отрасли.

С 2009 года до прихода в бизнес-школу СКОЛКОВО трудился в российском подразделении международной консалтинговой компании Booz&Co (после присоединения к PwC фирма переименована в Strategy&), прошел путь от принципала до партнера компании. С 2005 до 2009 год работал в международной консалтинговой компании Accenture.

Реализовал многие консалтинговые проекты, в том числе разработал стратегию и модель управления глобальной экспансией для одной из крупнейших российских энергетических компаний, процессную модель для крупной вертикально-интегрированной компании, долгосрочные стратегии развития для ведущих компаний в сфере электроэнергетики и инжиниринга.

Окончил Саратовский государственный университет по специальности «прикладная математика», получил степень MBA в Университете Вайоминга (США).

Соавтор ряда публикаций, включая «Восстановление российской электроэнергетики – подходы к умному снижению издержек, наращиванию мощностей и росту прибыли», «Изменение роли стран-новичков, приступающих к развитию атомной энергетики, на глобальном рынке после аварии на АЭС «Фукусима-1» и др.

Сфера исследовательских интересов Алексея:

  • Текущее состояние, потенциал и барьеры для развития возобновляемых источников энергии в России
  • Операционная эффективность в электроэнергетике
  • Новые энергетические технологии и перспективы их практического применения
  • Изменение бизнес-моделей компаний в электроэнергетике

Юрий Мельников

Старший аналитик по электроэнергетике, Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО

Эксперт с 12-летним опытом в инженерном консалтинге в электроэнергетике и энергетике промышленности. В 2005 году закончил Ивановский Энергетический университет по специальности «Экономика энергетики». В 2006 году получил диплом инженера тепловых электростанций (ТЭС). Кандидат технических наук, специализировался в области совершенствования тепловых схем ТЭС, в том числе газотурбинных и парогазовых установок.

В 2006-2009 гг. принимал участие в энергетических обследованиях крупных промышленных предприятий в газовой и металлургической отраслях, разрабатывал мероприятия по повышению энергоэффективности.

С 2010 г. до прихода в бизнес-школу СКОЛКОВО возглавлял направление Business Development в инженерно-консультационных компаниях, сопровождавших крупные инвестиционные проекты в российской электроэнергетике, в том числе в российском подразделении международной компании Fichtner GmbH & Co. KG (до 2012 г.) и компании «ЭФ-ТЭК» (2012-2017). Руководил проектами в области аудита и экспертизы действующих и проектируемых электростанций и энергосистем, координировал проекты в сфере распределенной энергетики.

В 2013 г. прошел стажировку в Нидерландах в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров, организованной The Netherlands Business Academy. Специализировался в области sustainable energy.

Автор более 40 научных публикаций, соавтор монографии и учебных пособий в сфере теплоэнергетики.

Сфера исследовательских интересов Юрия:

  • технологическая эффективность в традиционной электроэнергетике
  • energy transition с учетом российских особенностей
  • развитие инжинирингового бизнеса в электроэнергетике

Федор Веселов

Заведующий отделом научных основ развития систем энергетики, Институт энергетических исследований

Дмитрий Холкин

Директор Проектного центра развития инноваций, Центр стратегических разработок

Ксения Дацко

Кофаундер, директор по распределенной энергетике,

АО «НТЦ ЕЭС (Московское отделение)»

Авторы благодарят за ценную помощь в сборе и анализе данных, за верификацию логики исследования и рецензирование текста, за консультативную поддержку следующих коллег:

 Сергея Бухарова, независимого эксперта,

 Егора Гринкевича (ВетроОГК),

 Валерия Дзюбенко (Ассоциация «Сообщество потребителей энергии»),

 Татьяну Митрову (Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО),

 Ольгу Новоселову (НП «Распределенная энергетика»),

 Алексея Преснова (Агентство энергетического анализа),

 Алексея Синельникова (НТЦ ЕЭС (Московское отделение)),

 Александра Старченко (First Imagine! Ventures),

 Анну Труфанову (McKinsey & Company).

 

Как видите готовили доклад уважаемые все люди. Опытные аналитики и эффективные стратеги.

Под споллером покажу какие исследования проводит этот центр.

 
исследования

Заявлено 6 основных тем, в рамках каждой из которых сделано уже несколько публикаций в РБК и Форбс, в Новой газете и на сайте «Энергетика и промышленность России».

 

Новые технологии энергообеспечения для конечных потребителей:

- Распределенная энергетика в России: потенциал развития

Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО совместно с Институтом энергетических исследований РАН, Центром стратегических разработок и НТЦ ЕЭС (Московское отделение) выпустили исследование «Распределенная энергетика в России: оценка потенциала».

Проведенное исследование показало, что распределенная энергетика в России не только уже занимает долю около 10% от установленной мощности российской энергосистемы, но и обладает значительным потенциалом роста. При оценке этого потенциала авторы отталкивались от потребности страны в генерирующих мощностях, а также возможностей повышения энергоэффективности, управления спросом, развития распределенной когенерации, собственной генерации потребителей и распределенных ВИЭ. Наш анализ показал, что даже в сценарии частичного использования потенциала распределенной энергетики возможно закрыть более половины потребности в генерирующих мощностях на горизонте до 2035 года.

- В России открывается окно возможностей для развития распределенной энергетики

Предварительные результаты исследования «Анализ сценария развития электроэнергетики России при условии использования потенциала распределенной энергетики» были представлены 9 ноября в рамках открытой конференции «Распределенная энергетика: потенциал в России», которая прошла на площадке Московской школе управления СКОЛКОВО. К дискуссии были приглашены представители Государственной Думы, Российского энергетического агентства, ряда энергокомпаний и экспертных организаций.

- Лопасти закрутились

В 2016 году в европейскую ветроэнергетику был направлен самый большой объем инвестиций из всех видов генерации электроэнергии - 43 миллиарда евро. Это кратно больше, чем в тепловые, атомные или солнечные электростанции. Причем эта тенденция наблюдается на протяжении последних нескольких лет.

 

Новая мобильность

Транспортный сектор – один из наиболее динамично развивающихся секторов потребления, здесь происходят серьезные структурные изменения, связанные с развитием новых технологий и альтернативных нефтепродуктам источников энергии.

Электромобили в России: удел энтузиастов?

Авторская колонка Анастасии Голомолзиной и Екатерины Грушевенко в Forbes. В своем докладе для форума ENES 2016 министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что количество электромобилей в России к 2020 году может достичь 200 000 штук. «Рывок» планируется совершить за счет стимулирующих мер со стороны государства. Насколько это реально?

Падающий спрос: почему автотранспорт будет потреблять все меньше топлива

Главный фактор снижения спроса на топливо — не альтернативные источники энергии, как часто считают, а постепенное повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания.

 

Системы управления энергетикой будущего (Internet of Energy)

Internet of Energy (IoE) - совокупность технологий и бизнес-моделей, обеспечивающая возможность гибкого горизонтального взаимодействия «всех со всеми» в связи с производством, передачей и потреблением электроэнергии. При этом становится возможным изменение традиционных ролей в электроэнергетике, в частности роли потребителя и производителя энергии объединяются в одном лице.

Проникновение новых технологий по всей цепочке производства и потребления энергии позволяет говорить о формировании «интернета энергии»

О том, как новые технологии, в первую очередь - «интернет вещей», трансформируют производственные процессы и бизнес-модели в энергетике говорили участники открытой конференции «Диалог «Новая энергетика: Internet of Energy». Мероприятие, организованное Энергетическим центром бизнес-школы Сколково совместно с Фондом «Сколково», прошло на днях в технопарке «Сколково».

Internet of Energy: как распределенная энергетика повлияет на безопасность, цены на электричество и экологию

Распределенная генерация не только ограничивает рост цен на электроэнергию, но и повышает энергетическую безопасность , снижая риски тотальных блэкаутов и позволяя быстро восстанавливать энергоснабжение потребителей после природных катаклизмов, катастроф или кибератак

Внедрение интернета вещей требует осознанных капиталовложений и изменения бизнес-процессов

Еще пару лет назад мы писали об интернете вещей как о чем‑то фантастическом: то, что оборудование сможет «общаться» между собой, сообщая о поломке или необходимости замены детали, казалось чем‑то нереальным. Отношение профессионального сообщества к этому направлению было соответствующим – весьма настороженным, немногие соглашались комментировать данную тему. Постепенно об интернете вещей стали говорить все больше на отраслевых мероприятиях, и сегодня эта технология не кажется из ряда вон выходящей. Тем не менее вопросы остаются.

 

Новая энергополитика

Мировой энергетический ландшафт стремительно меняется: правительства многих стран пересматривают свои энергетические политики, формулируют новые приоритеты и методы их достижения.

Ценообразование на газ в России: между регулированием и рынком

Вопрос формирования цен на газ в России – один из наиболее сложных и, во многом, даже определяющих не только для самой газовой отрасли, но и для всего российского ТЭК. Такая значимая роль обусловлена как высокой долей газа в энергобалансе страны (53%), так и влияние цен на газ на социальную стабильность и конкурентоспособность промышленности и, одновременно, на экономику всех проектов в сфере энергосбережения и энергоэффективности.

Россия на глобальном рынке ВИЭ

Российская нефтяная отрасль имеет значительное влияние на экономику России. После введения в 2014 г. западными странами санкций, а также обвала нефтяных цен падение добычи нефти и газового конденсата в России стало очевидным.

Газовые прайды Мозамбика

В настоящее время ведется усиленная борьба за рынки сбыта газа в Азиатском регионе и, в частности, за Китай. Здесь пересекаются интересы многих стран, а с недавних пор – и Мозамбика

 

Трансформация рынков нефти и газа

Ситуация на мировых рынках нефти газа в последние годы меняется с огромной скоростью.Чтобы уследить за ней, требуются большие затраты времени, поэтому мы решили упростить жизнь всем, кто интересуется этой тематикой, взяв на себя подготовку бесплатных ежемесячных мониторингов. Кроме того, мы исследуем отдельные аспекты происходящих трансформаций этих рынков и внедрения новых форм взаимодействия между их участниками.

Развитие торговли газом в России - что дальше?

Развитие биржевой торговли газом в России началось уже более 15 лет назад. Это был сложный и противоречивый путь, связанный со сменой и самих торговых площадок, и правил торговли. Тем не менее, можно констатировать, что в настоящее время торговля газом на базе СПбМТСБ уже становится значимым фактором: формируемые там цены используются компаниями для ценообразования, отражают сезонные колебания спроса и изменения рыночной конъюнктуры.

Ценообразование на газ в России: между регулированием и рынком

Вопрос формирования цен на газ в России – один из наиболее сложных и, во многом, даже определяющих не только для самой газовой отрасли, но и для всего российского ТЭК. Такая значимая роль обусловлена как высокой долей газа в энергобалансе страны (53%), так и влияние цен на газ на социальную стабильность и конкурентоспособность промышленности и, одновременно, на экономику всех проектов в сфере энергосбережения и энергоэффективности.

Развитие газовых хабов и их роль в формировании бенчмарков для физических контрактов на поставку природного газа

Множество изменений произошло за последние 30 лет в развитии газовых хабов; сам процесс начался в Северной Америке, за ней последовала Великобритания, а затем и континентальная Европа. В работе рассматривается история процесса либерализации газовых рынков и в Северной Америке, и в Европе, а также потенциал для изменений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Необходимость производства СПГ в Арктике

«Ямал СПГ» позволит освоить новый экспортный маршрут — через Северный морской путь, а следующий большой проект — «Арктик СПГ-2», как ожидается, обеспечит локализацию технологий крупнотоннажного сжижения газа

Окольным путем: зачем «Газпрому» помогать Ирану продавать газ

Шансы на реализацию проекта газопровода Иран — Индия невелики, но в случае успеха «Газпром» получит доступ на растущий индийский рынок

Сделано в Китае. Чему Россия может поучиться в сфере добычи газа

В Китае развиваются нетрадиционные источники газа, и основной среди них — угольный метан. Он мог бы занять достойное место и в энергобалансе России, ведь ресурсы угольного метана в основных угольных бассейнах составляют около трети ресурсов природного газа страны

Фантастические перспективы

Аналитик Роман Самсонов — о новых способах использования сжиженного природного газа

Арктике нужна информация

Освоение углеводородных ресурсов российской Арктики — одна из важнейших перспективных задач отечественного нефтегазового комплекса. Вместе с тем падение мировых цен на нефть требует максимального снижения себестоимости арктических проектов. Ставится также цель достижения максимального мультипликативного эффекта от разработки арктических месторождений для северных регионов страны и экономики России в целом. Всего этого можно добиться только за счет широкого внедрения передовых технологий, в первую очередь, информационных.

Нетрадиционное ценообразование: американский газ как предмет торга Трампа с мировыми лидерами

По мнению Дональда Трампа, нетрадиционные газовые ресурсы США столь велики, что позволят не только обеспечить дешевым газом штаты, но и продолжить и даже расширить масштабный экспорт СПГ.

Пределы гибкости: сможет ли рынок СПГ повторить путь нефтяного рынка?

Основная часть прироста мировой торговли газом уже определяется именно СПГ, а не трубопроводными поставками. Увеличение доли СПГ, поставки которого гибки и не привязаны к конкретной «трубе», приводит к постепенной глобализации всей торговли газом и уменьшению ценовых различий между рынками.

Здесь и сейчас: новая экономика российской нефтедобычи

Несмотря на обязательства по сокращению добычи в рамках сделки с ОПЕК, снижение мировых цен на нефть, санкции, а также рецессию экономики, российский нефтяной комплекс превзошел производственные рекорды советского периода

Без ГИС ТЭК: Парадоксы энергетической статистики

Газовый экспорт является сильной стороной РФ на международной арене, и качественная открытая статистика позволила бы дополнительно популяризировать этот фактор. Повышение открытости российской энергетической статистики не только помогло бы объективней позиционировать отечественный энергетический сектор на международной арене, но и снизило бы отчасти напряженность на внутреннем рынке и критику в адрес «единственного экспортера».

Непокоренный океан: почему Китай поспешил объявить о газовой революции

Отдача от первых скважин по добыче газа из гидратов пока в десятки раз ниже, чем нужно для успешных коммерческих проектов. 18 мая Китай объявил об успехе в добыче природного газа из газовых гидратов. Новость наделала шуму, но можно ли говорить о новом прорыве? Скорее нет, так как пока Китай лишь догнал Японию, получившую похожий результат еще в 2013 году.

«Газпром экспорт» готов прокачивать газ через Словакию до 2050 года

Экспортная «дочка» «Газпрома» подписала рамочное соглашение о прокачке газа по территории Словакии до 2050 года

Профицитный рынок: почему мировые энергогиганты занялись торговлей СПГ

Рынок сжиженного природного газа все больше похож на нефтяной. Доля долгосрочных двадцатилетних контрактов на нем постепенно уменьшается

Мониторинг мирового рынка нефти и газа

Ведется с апреля 2017 года

 

Собственно вот сам доклад, а далее в заметке его резюме и выводы (здесь и дальше курсивом мои реплики):

РЕЗЮМЕ

Распределенная энергетика – катализатор и ключевой элемент «энергетического перехода» от традиционной организации энергосистем XX века к новым технологиям и практикам XXI века. «Энергетический переход» осуществляется на базе децентрализации, цифровизации, интеллектуализации систем энергоснабжения, с активным вовлечением самих потребителей и всех видов энергетических ресурсов и характеризуется повышением энергетической эффективности и снижением выбросов парниковых газов (прежде всего за счет возобновляемых источников энергии).

Глобальный рынок технологий распределенных энергоресурсов (малой распределенной генерации, управления спросом, накопителей, энергоэффективности и др.) растет темпами около 6-9% в год. Ожидается, что к 2025 году объем ввода мощностей распределенной генерации превысит объемы ввода централизованной генерации в три раза. По оценке Международного энергетического агентства, распределенная энергетика обеспечит до 75% новых подключений в ходе глобальной электрификации до 2030 г.

Российская энергосистема пока остается в стороне как от «энергетического перехода», так и от широкомасштабного развития распределенной энергетики. В официальных документах отсутствует соответствующее целеполагание, приоритеты и механизмы достижения целей. Распределенная энергетика фактически игнорируется в существующей практике перспективного планирования развития российской энергосистемы, за исключением удаленных и изолированных территорий.

Несмотря на это, соответствующие изменения происходят и нашей стране, пусть и значительно медленнее. Проникновение распределенной энергетики в российскую энергосистему стало ощутимым в 2000-х годах, но за прошедшие 17 лет, по сути, ограничилось только распределенной генерацией. Развитие этого процесса в России определяется не климатической повесткой или стремлением к независимости от импорта энергоресурсов (как во многих других странах), а соображениями экономической целесообразности у потребителей энергии.

Бездумное копирование технологий и подходов, сложившихся в отличных условиях в других странах, безусловно, было бы ошибкой. Но, с другой стороны, важно оценить объективные преимущества и потенциал распределенной энергетики, а также возможности ее использования для решения проблем в российской электроэнергетике.

В рамках настоящего исследования сделана попытка оценить потенциал распределенной энергетики для ответа на основной вызов российской электроэнергетики ближайших лет – необходимость масштабных инвестиционных решений в отношении десятков тепловых электростанций (ТЭС), введенных 40-50 лет назад и подходящих к исчерпанию своего ресурса. В 2025-2035 гг. потребуется вывести из эксплуатации, реконструировать или заменить новыми мощностями не менее 70 ГВт наиболее изношенных ТЭС. При этом прогноз изменения спроса на электрическую энергию (выполненный на основе моделирования прогнозов социально-экономического развития России) показывает, что до 2035 г. возможный рост спроса с CAGR около 0,9-1,2% в год, приведет к увеличению потребности в мощности на 35-47 ГВт. Частично восполнение мощностей будет происходить за счет новых вводов АЭС, ГЭС и ВИЭ – согласно консервативному сценарию Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики это обеспечит 14,4 ГВт. Ввод в эксплуатацию уже строящихся ТЭС к 2020 г. обеспечит еще 6,1 ГВт дополнительной мощности. Таким образом, с учетом «срабатывания» имеющегося сейчас избытка мощностей (около 32 ГВт в 2016 г.) остающаяся потребность в генерирующих мощностях в ЕЭС России к 2035 г. может составить 54-66 ГВт.

Среди регуляторов и основных игроков отрасли доминирует представление о том, что безальтернативным вариантом для компенсации этой потребности в мощностях является реконструкция большинства существующих крупных электростанций. Настоящее исследование показало, что распределенная энергетика в России обладает значительным потенциалом, при оценке которого авторы отталкивались от потребности страны в генерирующих мощностях, а также потенциала повышения энергоэффективности, управления спросом, развития распределенной когенерации, собственной генерации потребителей и распределенных ВИЭ. Даже в сценарии частичного использования этого потенциала с помощью различных технологий распределенной энергетики возможно закрыть более половины потребности в генерирующих мощностях (около 36 ГВт к 2035 году). При этом наибольшей перспективой в России обладает распределенная когенерация (технология, показывающей высокую эффективность и в северных странах Европы) – по самым скромным оценкам ее потенциал составляет около 17 ГВт. Собственная генерация потребителей может обеспечить дополнительно около 13 ГВт, управление спросом – до 4 ГВт, энергоэффективность – 1,5 ГВт и макрогенерация на ВИЭ – 0,6 ГВт. Сценарий полного использования потенциала распределенной энергетики показывает возможность закрыть с ее помощью всю прогнозную потребность в генерирующих мощностях. Таким образом, развитие распределенной энергетики может стать альтернативным сценарием развития российской энергосистемы1.

Для реализации сценария с максимальным потенциалом распределенной энергетики необходимо осуществить системные и масштабные изменения в архитектуре российской электроэнергетики и в её нормативно-правовом регулировании, «узаконив» появление субъектов нового типа (таких как просьюмеры, агрегаторы спроса), и, главное, сбалансировав их интересы в рамках обновленной рыночной модели. Новая архитектура энергетики должна строиться на принципах децентрализации управления и обеспечения свободного обмена энергией между всеми субъектами рынка на основе технологий Интернета энергии.

Однако, с учетом неготовности основных субъектов рынка электроэнергетики и регуляторов к серьезным изменениям сложившейся модели отношений, наиболее реалистичной представляется модель последовательной разумной комбинации крупной генерации и распределенной энергетики, которая позволит обеспечить постепенную адаптацию единой энергосистемы (ЕЭС) страны к «энергетическому переходу». Для того, чтобы осуществить такую комбинацию, нужно выработать принципы и рыночные механизмы интеграции централизованной и децентрализованной частей и обеспечения надежности их совместного функционирования (и распределения как выгоды и прибыли, так и ответственности за отказы и нарушения).

Такой сбалансированный подход может устранить негативные экономические стимулы, создающие предпосылки для «ухода» потребителей из ЕЭС (как-будто уже есть примеры или тенденции! SVG) и, в то же время, создать новые стимулы для большинства субъектов отрасли - не только потребителей, но и сетевых, сбытовых и генерирующих компаний, а также регуляторов - к развитию распределенной энергетики.

Оптимальный сценарий развития распределенной энергетики в России позволит не только существенно снизить затраты на развитие сетевого комплекса и крупной генерации, способствуя сдерживанию роста цен на электроэнергию и расширению потребительского вы-бора, но и повысить энергоэффективность, снизить выбросы парниковых газов, повысить инвестиционную привлекательность энергетики, создать новые производства, рабочие места, центры спроса на инновации и условия для появления российских компаний – экспортеров новых технологий.

В противном случае, выбор стратегии «business as usual», «пусть все пока останется как есть» точно создаст – и уже сейчас создает - долгосрочные проблемы для большинства «пассивных» потребителей, традиционных энергокомпаний и регуляторов (хотелось бы конечно примеры таковых проблем, которые, к тому же, решаются с помощью распределенной генерации – SVG). Векторы экономических стимулов уже складываются так, что потребителям становится выгодно уходить из энергосистемы (и снова хочется увидеть, на чем основан данный тезис – SVG): экономия на неэффективности электроснабжения позволяет окупать инвестиции в собственные источники генерации. Однако уходящие потребители увеличивают финансовую нагрузку по содержанию активов энергосистемы на остающихся потребителей, а те, в свою очередь, получают еще больше стимулов к уходу. Такая стратегия, очевидно, в конечном счете нанесет большой ущерб российской энергосистеме.

Сам доклад на 87 листов, переносить сюда и форматировать его в полном объеме нет ни желания, ни времени. Приведу лишь еще несколько цитат:

Микрогрид – объединенная энергосистема, состоящая из распределенных энергоресурсов и нескольких электрических нагрузок (потребителей), работающая как единый управляемый объект в параллель с существующей электрической сетью или в островном режиме.

Распределенные системы хранения электроэнергии (накопители) – это совокупность систем хранения, установленных у конечных потребителей и на объектах распределительной сети и обеспечивающих, в том числе, возможности по резервированию и управлению спросом. Накопители промышленного масштаба (например, гидроаккумулирующие электростанции) не относятся к распределенным системам хранения.

Электромобили рассматриваются в качестве одного из видов распределенных энергоресурсов, поскольку играют роль не только потребителей энергии, но и распределенных накопителей (технология vehicle-to-grid).

Манипулятивность подачи мне например видна сразу. Дается график динамики развития распределенной генерации в США, но при этом умалчивается о её доле в общей генерации. Или при анализе динамики приведенной стоимости э-э от солнечных и ветряных электростанций есть акцент на её снижении на 67% и 86% соответственно, зато снижения темпов этой динамики до единиц в последние 3 года авторы не замечают.

А вот какое развитие авторы (а точнее заказчики сего «исследования») видят:

Прогноз ввода новых мощностей централизованной и распределенной генерации электроэнергии в мире, МВт

 

Нам предлагается брать пример с северных европейских стран. При этом получается, что основное преимущество России  в виде большой протяженности с востока на запада, а значит и наличия многих часовых поясов, то что делает централизованное распределение электроэнергии и её производство наиболее эффективным, в том числе с точки зрения КИУМ, просто не замечается.

В топку планы по созданию азиатского энергокольца, надо продолжить разделение начатое Чубайсом, ну и попутно дайте денег на попил, недостаточно много Россия тратит денег на покупку панелек и ветряков, нужно больше тратить, больше заработают транснацики на продаже нам и железа (те же панельки и ветряки, смартгриды и пр) и софта управляющего этими малыми генерациями и продажами, софта который «поможет» устранять дисбалансы вносимые распределенкой ну и, конечно же самое сладкое, услуг по консультированию. Благо что желающих погреться на столь модных темах уже немало, не только переведут «откровения наших зарубежных партнеров» но и добавят собственных «фактов» и «аргументов».

Сколько там создали МРСК? Мне кажется или они очень близко похожи на планы по разделению России на 6-8 отдельных независимых «государств»?

Мне доклад напоминает студенческую компиляцию на заданную тему из нескольких чужих работ, сдобренных «кейсами» (в том числе и «от себя»). В кейсах нисколько не смущаясь генерация в 22, 29, 50 и даже 150 МВт авторы доклада относят к распределенной.

А вот и рекомендации авторов и заказчиков исследования

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Настоящее исследование показало, что для получения системных эффектов от развития распределенной энергетики для всех участников рынка и экономики в целом требуются существенные изменения сложившихся в отрасли норм и практик.

Есть важное временное ограничение: эти изменения должны быть запущены в виде введенных в действие нормативных актов уже к 2020-2025 гг., - в таком случае распределенная энергетика действительно сможет не только стать драйвером развития отрасли, но и помочь решить конкретную практическую задачу замещения устаревающих генерирующих мощностей. Это означает, что нужно уже сейчас приступать к первоочередным действиям.

В самом начале этого процесса необходимо признать распределенную энергетику важным элементом развития российской электроэнергетики. Несмотря на кажущуюся банальность этого тезиса, пока значительная часть экспертного сообщества и регуляторов рынка в России рассматривают децентрализацию как специфическое локальное решение, а чаще, скорее - как источник проблем для отрасли, чем как катализатор ее развития.

Новый технологический уклад уже делает системы автономного и распределенного энергоснабжения все более привлекательными для потребителей по всему миру – вне зависимости от того, как к этому факту относятся регуляторы, традиционные энергокомпании или потребители, остающиеся в энергосистеме. Например, авторитетная американская исследовательская организация Rocky Mountain Institute (RMI), анализируя складывающиеся в энергосистемах США аналогичные тренды, называет этот процесс буквально «спиралью смерти традиционных энергокомпаний» (выделено мной SVG). RMI призывает этих последних занимать проактивную позицию и искать, пока не поздно, новые формы для своего бизнеса в быстро меняющемся мире. В этом мире централизованные и распределенные энергоресурсы будут сосуществовать, связанные динамично эволюционирующими электрическими сетями.

Снятие барьеров для развития распределенной энергетики связанно с существенной переработкой существующей в России архитектуры рынка и действующей нормативно-правовой базы. Требуется «узаконить» появление новых субъектов рынка, характерных для распределенной энергетики (активных потребителей и просьюмеров, операторов микроэнергосистем и агрегаторов распределенных энергетических объектов и агрегаторов спроса, различных сервисных организаций), дерегулировать отношения между ними, стандартизировать интерфейсы взаимодействия с ЕЭС, трансформировать энергетические рынки. Помимо конкретных предложений в части изменения действующей нормативно-правовой базы, подробно описанных в главе 4, по итогам данного исследования рекомендуется:

Для развития когенерации:

  • изучить мировую практику в области развития распределенной когенерации, разработать стратегию развития этого сектора в России;

• установить ключевые показатели эффективности для региональных руководителей (губернаторы, мэры) за качество и надежность обеспечения населения не только теплом, а теплом и электричеством в режиме когенерации;

• установить приоритет развития ТЭЦ (в том числе распределенной когенерации) в схемах теплоснабжения городов и поселков (с обязательной проработкой соответствующих вариантов в рамках разработки схем теплоснабжения).

Для развития собственной генерации:

• обеспечить возможность реализации системных эффектов для нескольких пилотных проектов в сфере собственной генерации (с учетом изменений в НПА, описанных в главе 4);

• оказать поддержку пилотным проектам в области собственной генерации, создающим системные эффекты и использующим технологию когенерации;

Для развития микрогенерации на ВИЭ:

• максимально либерализовать рынок микрогенерации;

• снять ограничения на формат, цены и способы расчетов между участниками этого рынка;

Для развития управления спросом и энергоэффективности, стимулирования появления и развития распределенных систем хранения электроэнергии:

• апробировать в пилотном режиме технологии и практики управления спросом (в том числе для розничных потребителей с участием агрегаторов спроса), использования систем хранения электроэнергии;

• повысить информированность и усилить мотивацию потребителей на участие в программах управления спросом и энергоэффективности, обеспечив соответствующую поддержку новым участникам в правилах оптового и розничного рынков

Кроме того, рекомендуется обеспечить равное участие проектов по развитию распределенной энергетики, расширению сетевой инфраструктуры, модернизации и сооружению крупной генерации в конкурсах по устранению локальных дефицитов мощности (в том числе, включить все такие проекты в контур механизмов рынка мощности).

 
Приложение 4. Ключевые первоочередные изменения нормативно-правовой базы

Подготовлено на основе проекта плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения Национальной технологической инициативы «Энерджинет».  

Назначение

Содержание изменений

1

Формирование условий для реализации пилотных проектов по развитию активных энергетических комплексов (далее - АЭК)

 

 Создание возможности функционирования активных энергетических комплексов в составе ЕЭС (в рамках пилотного проекта на площадках/объектах, поименованных в нормативном правовом акте) и отработка технических и экономических условий их участия на рынках электрической энергии, мощности и сопутствующих услуг, а также взаимодействия с коммерческой и технологической инфраструктурой.

 Выработка критериев и порядка отнесения совокупности энергетических объектов к активному энергетическому комплексу.

 Разработка механизма компенсации выпадающих доходов сетевых организаций.

 Разработка механизма введения платы за сетевой резерв для активного энергетического комплекса.

 Утверждение основных технических требований к управляемому интеллектуальному соединению (УИС) (в том числе уточнение требований к коммерческому учету электрической энергии и информационному обмену) активного энергетического комплекса, обеспечивающего унифицированное взаимодействие с Единой энергетической системой России (на время реализации пилотного проекта)

 

 

2

Формирование условий для реализации пилотных проектов по созданию организаций-агрегаторов спроса и предложения, обеспечивающих информационное объединение потребителей с управляемой нагрузкой, объектов распределенной генерации (в т.ч. макрогенерации) и распределенных накопителей электроэнергии для их совместного участия в розничном рынке электроэнергии (далее – Агрегаторов)

 

 Создание возможности функционирования агрегаторов в электроэнергетике России (в рамках пилотного проекта на площадках/объектах, поименованных в нормативном правовом акте) и отработка технических и экономических условий их участия в обороте электрической энергии (мощности) на рынках электрической энергии (мощности) и сопутствующих услуг.

 

3

Устранение правовой неопределенности для применения систем накопления электроэнергии

Определение условий и порядка технологического присоединения к электрическим сетям систем хранения электрической энергии путем внесения изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам.

 

 

Определение порядка применения систем хранения электрической энергии в качестве отдельных энергетических объектов, в том числе определение порядка оплаты услуг по передаче электрической энергии, запасаемой в системе хранения электрической энергии, владельцами систем хранения электрической энергии, являющихся отдельными энергетическими объектами (не являющихся составной частью энергоустановок субъектов рынков электрической энергии).

 

 

Создание возможности для субъектов, владеющих системами хранения электрической энергии, участвовать в обращении электрической энергии и мощности в различных секторах оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности), в том числе, введение понятия системы хранения энергии, определение порядка аттестации системным оператором систем хранения электрической энергии, определение порядка покупки и продажи электрической энергии и мощности в различных секторах рынка

 

 

Создание возможности для субъектов, владеющих системами хранения электрической энергии, оказывать услуги по обеспечению системной надежности

 

 

Внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности», предусматривающих включение накопителей электрической энергии в Перечень объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности

 

 

Установление приоритета инструкции завода-изготовителя и (или) проектной документации к системам хранения энергии над общими требованиями и правилами.

4

Уточнение особенностей регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов электроснабжения

Внесение изменений в Федеральный закон от 21.06.2005 г. № 115-ФЗ, предусматривающих:

1. распространение положений Главы IV Закона на отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов электроснабжения;

2. объединение пунктов 10 и 11 части 1 статьи 4 Закона;

3. возможность передачи в залог имущества (созданного и (или) реконструированного концессионером на объекте концессионного соглашения) в целях обеспечения заемных средств концессионера, привлекаемых исключительно для исполнения обязательств по концессионному соглашению в отношении объектов регулируемых видов деятельности.

5

Снятие ограничений на аффилированность для сетевых организаций в части владения АЭК

Внесение поправок в ФЗ № 36-ФЗ, предполагающих право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или аффилированных с ними лиц совмещать деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, если таковая деятельность осуществляется в зоне АЭК, владеть на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имуществом, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, и любым имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности в зоне АЭК, при условии юридического обособления соответствующей деятельности и соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов в АЭК.

6

Предоставление возможности применения технологий децентрализованного ведения реестров для учета и расчетов в энергетике

Определение особенностей применения технологий децентрализованного ведения реестров в нормативно-правом поле в области энергетики с учетом разработанных НПА в рамках Программы «Цифровая экономика», определяющих общие правовые условия для внедрения и использования технологий децентрализованного ведения реестров и удостоверения прав. Уточнение особенности применения отдельных положений нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по обороту электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сопутствующих услуг, в т.ч.:

1. порядка реализации договорных отношений между субъектами энергорынка при применении технологий децентрализованного ведения реестров и смарт-контрактов (контрактов на данных децентрализованного реестра);

2. порядка подтверждения достоверности данных по объему потребления (производства) электрической энергии (мощности): комплекс требований к цифровой подписи устройств, автоматизированная верификация учетных данных за счет ведения баланса в онлайн режиме, арбитраж при наличии разногласий сторон; 3. порядка цифровой идентификации устройств и их владельцев при присоединении к сети с использованием технологий децентрализованного ведения реестров для учета и расчетов в энергетике.

 

 
Приложение 5. Рекомендации круглого стола, проведенного Комитетом по энергетике Государственной Думы, в отношении мер законодательного стимулирования развития распределенной энергетики в России.

Настоящие рекомендации разработаны участниками круглого стола, проведенного Комитетом по энергетике Государственной Думы в феврале 2017 года, и опубликованы в решении этого Комитета №325-5/18 от 23.03.2017. Приводятся в настоящем исследовании в редакции оригинала.

Участники круглого стола рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

• обеспечить единство целевого видения развития энергетики в направлении создания распределенной сетевой интеллектуальной энергетики не только в дорожной карте Energy Net, но и во всех документах перспективного развития энергетики, принимаемых Правительством Российской Федерации;

• рассмотреть вопросы снятия избыточных запретов и ограничений, мешающих развитию распределенной энергетики и когенерации, в частности, снятия ограничения на совмещение деятельности по передаче электрической энергии по сетям и деятельности по производству электроэнергии на объектах малой генерации мощностью до 25 МВт; снятия ограничения обязательной работы на оптовом рынке электроэнергии (мощности) генерирующих объектов установленной мощностью более 25 МВт и предоставление возможности самостоятельного выбора работы на оптовом и/или розничном рынках для генерирующих объектов, подключенных исключительно к сетям территориальных сетевых организаций независимо от их мощности;

• обеспечить принятие мер по стимулированию развития когенерации и строительства ТЭЦ малой и средней мощности, и в частности, установление целевых показателей доли когенерации в производстве электрической энергии и в производстве тепловой энергии по стране в целом, по субъектам Российской Федерации, контроль за целевыми показателями увеличения объемов когенерации в принимаемых на федеральном и региональном уровнях схемах и программах развития электроэнергетики, муниципальных схемах теплоснабжения; ведение налоговых льгот, субсидирования процентной ставки по кредитам и прямого финансирования инвестиций за счет средств фонда содействия реформированию ЖКХ при строительстве ТЭЦ малой и средней мощности; запрет на использование подобных механизмов экономического стимулирования при строительстве котельных; введение административных ограничений на строительство котельных без предварительной проработки альтернативных вариантов строительства объектов когенерации;

• проработать меры по технической регламентации и экономическому стимулированию выдачи в сеть и продажи излишков электрической энергии, производимой потребителями на принадлежащих им объектах распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, вторичных энергетических ресурсов, или с использованием ископаемого топлива в режиме когенерации;

• разработать предложения по мониторингу балансовых пропорций в электроэнергетике и теплоэнергетике и повышению эффективности вывода из эксплуатации избыточных неэффективных генерирующих мощностей;

• учесть в стратегии развития электросетевого комплекса приоритетность развития локальной электросетевой инфраструктуры, создающей условия для развития нового энергетического уклада, основанного на распределенных энергетических ресурсах.

• рассмотреть возможность расширения полномочий Технологической платформы "Малая распределенная энергетика» как инновационной площадки, консолидирующей усилия государства, бизнеса, науки, общества в направлении развития малой распределенной энергетики в стране.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

• предусмотреть возможности развития малой, распределенной энергетики с использованием местных энергоресурсов и энергетики на возобновляемых источниках энергии при формировании перспективных региональных топливно-энергетических балансов;

• разработать региональные программы по развитию малой, распределенной энергетики и энергетики на возобновляемых источниках энергии.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Комитету Государственной Думы по энергетике:

• в рамках работы секции по законодательному регулированию распределенной энергетики, включая возобновляемые источники энергии Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике подготовить предложения по разработке проекта федерального закона «О малой распределенной энергетике», направленного на развитие малой распределенной энергетики, либо по внесению необходимых дополнений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Как видите центр не просто пишет исследования и дает рекомендации «рынку», идет активное влияние на уровне правительства и думы. Центр еще молод, но уже провел на высоком (по представительству) уровне так называемые диалоги:

 
Энергетические диалоги

Мы верим, что только в диалоге можно найти ответы на сложнейшие вызовы для российского ТЭК, поэтому одно из важнейших направлений нашей работы - организация многосторонних отраслевых диалогов между российскими и зарубежными энергетическими компаниями, органами власти и экспертным сообществом, направленных на содействие эффективному развитию отраслей ТЭК.

Энергетический центр бизнес-школы СКОЛКОВО – идеальная площадка для проведения неформальных международных диалогов и экспертных встреч. Нами создан уникальный формат регулярного взаимодействия между компаниями ТЭК, экспертным сообществом и органами государственной власти для обсуждения стратегических перспектив развития сектора – Энергетический клуб СКОЛКОВО. Этот формат включает несколько направлений: «Нефтяной Диалог», «Газовый Диалог», «Арктический диалог» и диалог «Новая энергетика». Такая тематическая специализация позволяет собирать на одной площадке максимально релевантных для обсуждения стейкхолдеров для действительно глубокого, профессионального обсуждения аспектов развития энергетики. Встречи, как правило, проходят «за закрытыми дверьми», а обмен мнениями между участниками строится на принципе Chatham house, который применяется в таких случаях ведущими мировыми экспертными площадками (участники могут говорить о самом факте проведения мероприятия и о том, кто в нем участвовал, но обязуются не раскрывать публично информацию о высказываниях других участников). Это позволяет создать атмосферу максимально результативного общения в ходе обсуждения принципиально важных для отрасли вопросов.

Первый «Нефтяной диалог»

14-15 мая успешно прошло первое из мероприятий, запланированных в рамках программы «Нефтяного диалога»: форсайт-сессия «Нефтяная отрасль России в 2030 году – образ будущего и возможные пути развития». Цель мероприятия состояла в том, чтобы собрать на одной независимой площадке представителей государственной власти, лидеров бизнеса, ведущих экспертов, чтобы обсудить в неформальном режиме пути развития нефтяной отрасли в горизонте до 2030 года. Сам формат форсайт-сессии предполагал свободный и конструктивный диалог всех сторон, заинтересованных в эффективном развитии отечественной «нефтянки».

В рамках общих сессий перед гостями выступили, в частности, Президент Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов и Председатель Совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, директор Нефтяной Программы Оксфордского института энергетических исследований Бассам Фатух и профессор по инновациям и стратегии в области информационного менеджмента IMD, Председатель комитета по цифровой трансформации CISCO Майкл Вейд.

Состоялся первый «Газовый диалог»

Очередное мероприятие Энергетического клуба, получившее название «Газовый диалог», прошло 6 июля. Задачей этой встречи, тема которой звучала как «Рыночное ценообразование на газ: роль биржевой торговли газом», состояла в том, чтобы обобщить международный опыт развития биржевой торговли газом, а также способствовать развитию неформального, конструктивного диалога о развитии российского газового рынка между всеми стейкхолдерами. Перед гостями Энергетического центра выступили Президент Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов, директор Энергетического центра Татьяна Митрова, руководитель газовой программы Оксфордского института исследований в энергетике Джеймс Хендерсон, старший научный сотрудник Оксфордского института исследований в энергетике Патрик Хизер.

Диалог «новая энергетика»

Первая конференция Европейского Союза и России «Энергетический переход: новая парадигма»

29 июня в Москве состоялась международная конференция «Энергетический переход: новая парадигма», организованная Энергетическим центром бизнес-школы СКОЛКОВО совместно с представительством Европейского Союза в России, посольствами стран Европейского Союза в России (Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Испании, Финляндии) и НИУ «Высшая школа экономики». Конференция прошла в рамках «Недели климатической дипломатии Европейского Союза» - глобальной инициативы ЕС, направленной на противодействие климатическим вызовам и продвижение программы устойчивого развития.

Арктический диалог

Состоялась рабочая сессия по подготовке

Просмотров: 244 | Добавил: unesre1976 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0