Оптимизировать работу по геологоразведке и добыче углеводородов в РФ можно было бы силами независимых нефтяных компаний, но Россия пока не спешит их поддерживать, пишет немецкое издание DW, ссылаясь на российских аналитиков, которые знакомы с ситуацией, сложившейся в российской нефтегазовой сфере.
Более 92% всей нефти в РФ приходится на 6 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК): «Газпром нефть», «Башнефть», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». 3,7% приходится на независимые нефтяные компании (ННК). В Соединенных Штатах, например, на долю ННК приходится примерно 46% добываемой нефти. А ведь именно благодаря им, страна почти не зависима от импорта углеводородов.
В 2014 году США вышли на первое место по суточной нефтедобыче — 12,4 млн баррелей. РФ с показателем 10,6 млн баррелей — третья после Саудовской Аравии. В США работают примерно 7 тысяч ННК. В РФ — всего около 100.
По словам гендиректора Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елены Корзун, число работающих ННК в России последние 10 лет держится на одном уровне. Но доля сектора в объеме добычи упала с 10% в 2000 году до 3,7% в 2014-м.
«Иными словами, среднестатистическое малое нефтяное предприятие сильно «помельчало» по размеру среднегодовой добычи. На то есть три главные причины: значительные по объемам добычи игроки проданы, на свободные аукционы не выставляются лицензии с приличными запасами, наконец, налоговая конструкция не дает развивать бизнес», — говорит Корзун.
Однако чиновники осознают, что данный сектор российской экономики весьма важен для развития страны. 18 марта на обсуждении «Энергостратегии-2035» у Дмитрия Медведева глава Минэнерг России Александр Новак выступал в поддержку малых НК. А глава ХМАО Наталья Комарова сказала, что введение «в оборот малых месторождений, малых нефтяных компаний и малодебетных скважин» — это один из способов поддержки падающей нефтедобычи.
Однако работа ННК в России сегодня весьма затруднена. Это и цены на нефть, и курс рубля, которые за последние месяцы буквально рухнули, а также достаточно изнурительный для компаний налоговый режим. Как говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов, при нынешней цене нефтяники отдают стране более 60% от выручки в качестве налогов, а в мире аналогичный показатель составляет 40%. На малые и средние НК налоговая нагрузка и того выше — до 85% от выручки.
Негативно влияет на независимые компании и резкое падение курса рубля.
«Ведь около 65% от общего объема реализации в секторе приходится на внутренний рынок» — объясняет Елена Корзун.
Ориентация на российский рынок делает компании уязвимыми и в связи с новым налоговым маневром, который заключается в поэтапном снижении пошлин на нефть и на «светлые» нефтепродукты вместе с увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Такое нововведение сделано для крупных компаний, потому что они работают на экспорт и развивают нефтепереработку. ННК работают в основном по добыче и продаже сырой нефти, и с такой низкой ценой на нефть, «маневр» для них – существенная дополнительная нагрузка.
Правительство уже давно обсуждает переход от НДПИ к налогу на финансовый результат. Однако решение еще не принято. А эксперты уверены, что это было бы полезно для средних и малых компаний.
«Сейчас в правительстве обсуждаются «пилотные» проекты для ВИНК, на которых можно было бы опробовать НФР. Но, на мой взгляд, правильнее было бы сразу ввести его для независимых компаний. В любом случае их доля в бюджете небольшая, так что риски невелики, а вот выигрыш возможен ощутимый», — подчеркивает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Для РФ реальной угрозой является то, что новые скважины почти не открываются. «Все, что сейчас есть, — это в основном то, что открывалось в СССР», — утверждает Пикин.
А глава Института проблем нефти и газа РАН Анатолий Дмитриевский добавляет, что средние и малые месторождения стали бы точками роста регионов. По словам академика, для поддержки независимых НК, нужно не только стимулировать их посильными налогами, но и помогать изучением лицензионных участков, и посредством научных изысканий можно будет понять перспективы того или иного месторождения.
|